Как защитить здания от вибрации
07.06.2013 12:43
Если лет триста назад здания можно было возводить практически в любом подходящем месте, то сегодня нехватка площадей диктует свои условия инженерам-проектировщикам.
Многие здания зачастую испытывают негативные последствия такого явления, как вибрация. Постоянные колебания с сильной амплитудой могут привести к потере прочности, появлению трещин и излишнему шумовому воздействию.
Вибрации могут возникнуть не только на заводах и машиностроительных предприятиях, где постоянно работают тяжелые станки, но и в жилых помещениях, которые располагаются в непосредственной близости от крупных транспортных развязок, линий метро, железнодорожных путей. При этом вибрации могут значительно превышать нормы, установленные санитарными службами.
Как правило, вибрации распространяются через грунт к строительным конструкциям, вызывая колебания последних. Поэтому специалисты советуют, если не удалить источник вибрации, то хотя бы минимизировать динамические нагрузки. Если речь идет о станке, крупном агрегате или прочем оборудовании, то их лучше разместить в подвальных помещениях или вовсе вынести на изолированный фундамент, не взаимодействующий с элементами каркаса самого здания. Все агрегаты рекомендуется жестко закреплять на бетонной плите – это уменьшит амплитуду колебаний. Несложно представить, насколько увеличилась бы вибрация машины, в закреплении которой использовался бы, например, трос.
Если все указанные выше меры невозможны, то следует применить особые виброизоляторы. В этом случае оборудование монтируется на специальные упругие платформы малой жесткости, а элементы коммуникаций, соединенных с источником вибрации, оборудуются эластичными вставками и прокладками в соединительных узлах.
Для жилых зданий, недостаточно удаленных от транспортных путей, единственно возможный способ защиты от шума и колебаний – это изоляция грунта, на котором расположен фундамент, от линий метро при помощи пневматических или резиновых прокладок. Жителям же домов, расположенных слишком близко к железнодорожным или трамвайным путям, придется либо переехать, либо привыкнуть к шуму и легкой тряске.