Почему витражи в средневековых памятниках толще внизу?

Замечено, что в древних соборах живописные витражи в нижней части имеют большую толщину, чем в верхней части. Объясняется это природой стекла. Ранее считалось, что стекло – это твёрдое вещество, однако поздние исследования показали, что оно фактически является… жидкостью с очень высокой вязкостью. Стеклянная пластина, установленная вертикально, очень медленно «перетекает» вниз. Процесс этот заметить простым наблюдением невозможно, и последствия перетекания становятся видны только спустя сотни лет.

Возможно, об этом свойстве стекла знали наши далёкие предки, когда называли «стекло» именно так. Хотя лингвисты не подтверждают это предположение, а отождествление слов отводят к «ложной этимологии».

Интересно, что отношения со стеклом на Руси были противоречивые. Историки свидетельствуют, что до татаро-монгольского ига среди традиционных русских промыслов существовало и изготовление украшений из стекла. Однако вставлять стекло в окна русичи не торопились: вплоть до XVII века в боярских и дворянских домах господствовала слюда, хотя в Европе стекло в окнах стало популярным на несколько веков раньше. Простой же народ обходился бычьими мочевыми пузырями. Когда Московское государство наладило торговые связи со Швецией, русские купцы начали наведываться в Стокгольм, называя его на свой лад «Стекольмом»: настолько их поражало обилие стекла в зданиях шведской столицы.

Что касается витражей, то их история начинается с первых веков христианства. В то время они были чисто декоративными, а не сюжетными. Однако витражи раннехристианской эпохи (до XI века) до нас целыми практически не дошли, и о популярности этого искусства в позднеримскую эпоху можно судить лишь из стихов таких поэтов, как Пруденций (IV – V века) и Фортунат (VIвек). Они в своих творениях прославляют мастеров, которые украшали цветными стёклами окна храмов. Разноцветные куски стекла в окнах, через которые светило солнце, сравнивались христианами (в том числе и названными поэтами) со «святым духом».

Популярность витражей в древности была связана, в частности, с… несовершенством технологий обработки стекла. Бесцветное стекло в то время получить было сложно, поэтому обычно довольствовались матовым, которое само по себе имело различные оттенки. Стекло для витражей подкрашивалось красками, приготавливаемыми из порошков окисей металлов.