Эскалаторы
06.04.2014 00:00
Те, кто родился не позже конца 80-х – начала 90-х, впервые увидели эскалатор, скорее всего, в метро. Или в аэропорту, или на крупном вокзале. В нашей стране применение подвижных лестниц ранее только этим и ограничивалось. Сегодня ситуация в корне изменилась: широко доступными стали совсем небольшие эскалаторы, длина которых всего несколько метров. Такие агрегаты уже не редкость даже в небольших городах и посёлках, где они установлены в торговых центрах. Подобные эскалаторы по понятным причинам имеют небольшую пропускную способность (город-то маленький), вследствие чего они нередко умеют рационально использовать электроэнергию – двигаются только тогда, когда на них стоит человек.
Не стоит думать, что эскалатор – это безумно дорогое устройство. Всё зависит от ряда параметров, прежде всего от размера устройства. Классический метрополитеновский эскалатор состоит из тяжёлых металлических ступеней-тележек, которые должны выдерживать нагрузку до 600 кг. Количество перемещаемых людей и грузов и длина полотна требуют огромного редуктора и очень больших энергетических затрат. Подсчитано, что стоимость только одной ступени классического эскалатора равна 10 000 рублей.
Однако всё меняется, когда речь идёт об эскалаторе для небольшого торгового или производственного помещения. Даже ступени в нём не металлические, а полимерные, они сами по себе очень лёгкие. На очень большой вес они не рассчитаны, но такой вес в данном случае не нужен. В результате стоимость эскалатора и его энергопотребление снижаются в 4 – 5 раз, а то и больше.
«Бытовые» эскалаторы можно применять для осмотра крупного архитектурного памятника, в бассейнах, многоуровневых садах, чуть более длинные и мощные – в больницах. Пропускная способность и эффективность движущихся лестниц существенно выше, чем у лифтов, хотя последние движутся быстрее и занимают меньше места.
Обычно угол наклона эскалатора варьируется от 30 до 35 градусов. Чем длиннее устройство, тем ниже угол наклона. Но в «бытовых» эскалаторах угол наклона делают часто совсем небольшим – от 12 до 15 градусов. При таком наклоне эскалатор превращается в траволатор: эта разновидность прекрасно обходится вообще без ступеней, имея лишь сплошную шероховатую поверхность. При ещё более низком наклоне устройство именуется уже пассажирским конвейером. Подобного рода подвижные дорожки описывали ещё братья Стругацкие задолго до их появления (правда, относили они их к гораздо более позднему времени).